ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке признания детей находящимися
в социально опасном положении
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей
находящимися в социально опасном положении, включающий выявление
детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки
проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка,
взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций,
уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных
интересов детей (далее – государственные органы, государственные и иные
организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на
устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за
условиями содержания, воспитания и образования детей.
2. Для целей настоящего Положения используются термины и их
определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь
о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З
”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних“, иными актами законодательства, а также
следующие термины и их определения:
выявление детей, находящихся в социально опасном положении, –
комплекс действий государственных органов, государственных и иных
организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются
основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за
его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ
жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья
ребенка (далее – неблагоприятная для детей обстановка);
социальное расследование – деятельность государственных органов,
государственных и иных организаций по изучению положения и
обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в
отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей
обстановке;
признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении – принятие по итогам социального расследования решения о
признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении
в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого
осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и
условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;
мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание
неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), –
совместная деятельность государственных органов, государственных и
иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и
условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.
ГЛАВА 2
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3. Государственные органы, государственные и иные организации в
пределах своей компетенции участвуют:
в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;
в организации и проведении социального расследования;
в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в
социально опасном положении;
в реализации мероприятий.
4. В деятельности, указанной в пункте 3 настоящего Положения, в
пределах своей компетенции участвуют следующие государственные
органы и государственные организации:
местные исполнительные и распорядительные органы;
комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных
исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах)
(далее – комиссии по делам несовершеннолетних);
структурные подразделения городских, районных исполнительных
комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие
государственно-властные полномочия в сфере образования (далее –
отделы образования);
учреждения образования;
организации здравоохранения;
структурные подразделения городских, районных исполнительных
комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие
государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и
социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной
защите);
территориальные центры социального обслуживания населения,
центры социального обслуживания семьи и детей;
территориальные органы внутренних дел;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;
структурные подразделения городских, районных исполнительных
комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие
государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального
хозяйства;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и
(или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги;
государственные организации, в хозяйственном ведении или
оперативном управлении которых находятся жилые помещения
государственного жилищного фонда в общежитиях.
Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в
социально опасном положении, социальном расследовании и реализации
мероприятий в пределах своей компетенции.
5. Координацию деятельности государственных органов,
государственных и иных организаций, указанной в пункте 3 настоящего
Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в
соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики
Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 ”О дополнительных мерах по
государственной защите детей в неблагополучных семьях“ (далее –
координационные советы).
ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО
ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
6. Государственные органы, государственные и иные организации
выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении
своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в
пределах своей компетенции:
отделы образования, учреждения образования – при организации
учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего
образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при
осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и
образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения
на государственное обеспечение, в том числе после восстановления
родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;
организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи
или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом,
при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и
оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов
и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской
помощи или медицинских услуг;
органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные
центры социального обслуживания населения, центры социального
обслуживания семьи и детей – при назначении пособий и пенсий,
государственной адресной социальной помощи, оказании социальных
услуг, осуществлении иных функций;
территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту
жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с
несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том
числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном
порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;
органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении
пожарно-профилактической работы;
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и
(или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, – при выявлении
фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими
на воспитании детей, которые были в установленном законодательством
порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;
государственные организации, в хозяйственном ведении или
оперативном управлении которых находятся жилые помещения
государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или
расторжении договора найма жилого помещения государственного
жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на
воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего
распорядка в общежитии.
Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку
в пределах своей компетенции.
7. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки
государственные органы, государственные и иные организации
незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту
нахождения детей.
8. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего
за днем поступления информации о неблагоприятной для детей
обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается
(воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по
месту проживания (нахождения) ребенка (детей) – в отношении ребенка
(детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в
учреждение образования.
ГЛАВА 4
ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
9. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического
центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения
информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение,
которым определяются персональный состав комиссии по проведению
социального расследования (далее – комиссия), срок его проведения, не
превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни
и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения
образования (социально-педагогического центра) по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет
профилактики).
10. К проведению социального расследования учреждение
образования (социально-педагогический центр) при необходимости
привлекает специалистов государственных органов, государственных и
иных организаций, указанных в пункте 4 настоящего Положения, по месту
жительства детей, направив письменное уведомление.
11. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей)
проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за
днем принятия руководителем учреждения образования (социально-
педагогического центра) решения, указанного в пункте 9 настоящего Положения.
Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка
(детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях
ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и
участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо
отсутствии критериев и показателей социально опасного положения,
установленных постановлением, которым утверждено настоящее
Положение.
Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей)
подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления
родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом
в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.
12. При проведении социального расследования в соответствии с
законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и
его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании
ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.
Предложения о мероприятиях формируются государственными
органами, государственными и иными организациями при проведении
социального расследования. При обследовании условий жизни и
воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из
родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.
По результатам социального расследования готовятся обобщенная
информация и предложения о мероприятиях.
13. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий
жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам
социального расследования и принимает одно из следующих решений:
обратиться в координационный совет для принятия решения о
признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за
оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации
в соответствии с законодательством.
14. В соответствии с принятым решением в координационный совет
не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета
профилактики направляются выписка из решения совета профилактики,
акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей),
информация по результатам социального расследования и предложения о
мероприятиях.
В государственный орган, государственную и иную организацию,
предоставляющие указанные в абзаце третьем пункта 13 настоящего
Положения социальные услуги, в течение одного рабочего дня после
проведения заседания совета профилактики направляется выписка из
решения совета профилактики.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ)
НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ,
КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ
И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ
15. Материалы, указанные в части первой пункта 14 настоящего
Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.
О дате и времени проведения заседания координационного совета в
обязательном порядке уведомляются родители.
Координационный совет принимает одно из следующих решений:
признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном
положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения
родителями и государственными органами, государственными и иными
организациями;
рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за
оказанием социальных услуг по устранению трудной жизненной ситуации
в соответствии с законодательством.
16. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально
опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих
дней со дня его принятия направляется родителям, государственным
органам, государственным и иным организациям, ответственным за его
реализацию.
17. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся
в социально опасном положении не реже одного раза в квартал
рассматривается координационным советом.
18. Координационный совет по результатам анализа исполнения
родителями и государственными органами, государственными и иными
организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в
социально опасном положении принимает решение:
о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка
(детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о
включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их
исполнения, ответственных исполнителей;
о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних
ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в
государственной защите;
о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей)
находящимся в социально опасном положении в связи с переездом семьи
на новое место жительство, в случае устранения причин, повлекших
признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении,
или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае
избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу,
осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, в случае
смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания
безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.
19. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного
находящимся в социально опасном положении, учреждение образования
(социально-педагогический центр) информирует координационный совет
по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании
ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и
мероприятия.
20. Учет детей, находящихся в социально опасном положении,
осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими
учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке,
установленном законодательством.
21. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально
опасном положении может быть обжаловано родителями в городские,
районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в
городах по месту принятия решения, а затем в суд.
Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в
социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.
ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
22. Реализацию мероприятий обеспечивают:
22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные
администрации районов в городах), которые в пределах своей
компетенции:
организуют работу по профилактике семейного неблагополучия,
насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и
правонарушений детей;
принимают в установленном законодательством порядке решения о
даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об
отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых
проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений
дети, признанные находящимися в социально опасном положении;
формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов
региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной
поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание
помощи к учебному году);
22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в
пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в
социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных
вопросов;
22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах
своей компетенции:
в установленном законодательством порядке принимают меры по
защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в
социально опасном положении;
организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому
устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные
отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;
22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:
обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение
образования;
обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с
особенностями психофизического развития в соответствии с их
состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях
основного образования и при получении дополнительного образования;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и
образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально
опасном положении;
обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально
опасном положении;
22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры),
которые в пределах своей компетенции:
создают специальные условия для получения образования лицами с
особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-
педагогической помощи;
оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую
поддержку ребенку (детям) и родителям;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и
образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально
опасном положении;
22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей
компетенции:
в установленном законодательством порядке оказывают
медицинскую помощь;
консультируют родителей по вопросам организации условий быта,
ухода, питания ребенка (детей);
обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и
детьми раннего возраста;
консультируют родителей и других членов семьи по вопросам
формирования здорового образа жизни;
осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций
по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации
ребенка (детей);
обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей
дошкольного возраста и детей-инвалидов;
22.7. органы по труду, занятости и социальной защите,
территориальные центры социального обслуживания населения, центры
социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей
компетенции:
в соответствии с законодательством назначают пенсии, пособия;
в установленном законодательством порядке оказывают
государственную адресную социальную помощь семье, иные виды
помощи, участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской)
помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи, а
также помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;
в установленном законодательством порядке оказывают социальные
услуги, в том числе пострадавшим от насилия в семье;
участвуют в профилактических мероприятиях по противодействию
домашнему насилию;
в соответствии с законодательством при необходимости оказывают
содействие родителям в трудоустройстве;
22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах
своей компетенции:
проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и
соблюдению требований законодательства;
при необходимости осуществляют подготовку документов для
направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые
профилактории;
22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые
в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную
работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;
22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных
комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие
государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии
оснований:
оказывают содействие в постановке на учет граждан, нуждающихся
в улучшении жилищных условий;
реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях
государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок
(дети) в которой находится в социально опасном положении;
22.11. организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного
фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, которые
в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся
задолженности по оплате коммунальных услуг.
Приложение
к постановлению Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019 № 22
Критерии и показатели социально
опасного положения
Критерии социально опасного положения |
Показатели социально опасного положения |
1. Родителями не удовлетворяются основные жизнен- ные потребности ребенка (детей) |
родители допускают оставление ребенка (детей) без родители допускают систематическое отсутствие родители допускают проживание ребенка (детей) в родители систематически не выполняют рекоменда- родители препятствуют получению ребенком обяза- |
2. Родителями не обеспечивается над- зор за поведением ребенка и его обра- зом жизни, вслед- ствие чего ребенок совершает деяния, содержащие при- знаки администра- тивного правона- рушения либо пре- ступления |
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности |
3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказы- вает вредное воз- действие на ребен- ка (детей), зло- употребляют свои- ми правами и (или) жестоко обраща- ются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) |
в отношении родителей установлены факты привле- в отношении родителей установлены факты потреб- установлены факты жестокого обращения родителей |